Кулькова Алина Шарифулловна Воспитатель «Детского сада №4 «Улыбка»

Консультация для педагогов «Эйдетика для детей дошкольного возраста»

 Эйдетика - это не только развитие внимания, воображения, памяти но и различными способами подачи учебного материала. Ведь эйдетика разговаривает с дошкольниками на их языке. Она привлекает все органы чувств ребенка: позволяет не только увидеть, но и услышать, понюхать, попробовать; подает новое через хорошо знакомые детям образы. Создает широкую игровую площадку, предоставляя безграничные возможности для развития детского воображения.

Эйдетика - теория, предметом изучения которой был эйдетизм - особый вид образной памяти человека. Разрабатывалась в течение 20 - 40-х гг. ХХ в.в Германии, в Марбургской психологической школе Э. Йеншенем и его единомышленниками (В. Йенш, О. Кро, А. Рикель, Г. Фишер и другие). Большое внимание к работам Марбугскои школы проявили и советские психологи Л. Выготский, В. Артемов, П. Блонский и другие. Л. Выготский в своей работе «Основные течения современной психологии» так определяет сущность этого явления: «это способность видеть в прямом смысле этого слова, на пустом листе бумаги, недостающую картинку или предмет». Л. Выготский считает, что эйдетические наглядные образы характерны для детского возраста.

Особенностью дошкольного возраста является то, что дети постоянно накапливают первоначальные понятия, знания, умения, навыки. Маленькие дети запоминают материал быстро и легко, они также легко оставляют в памяти движения, события, высказывания и прочее.

Рассмотрим некоторые методы запоминания  

информации и тренировки  памяти

Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Этот способ хорош, для детей «зрительного типа» . Можно использовать с детьми старшей и подготовительной группы, когда ребенок сам рисует символы, для лучшего запоминания информации.

Метод Цицерона – это способ запоминания предметов с помощью фиксирования их местонахождения. Например, упражнение-фантазия «Мнимое путешествие» учить детей необычно и ярко размещать образы слов, путешествуя по комнате. Дети должны запомнить перечень названных слов. « Поросенок, книга, шляпа, мяч». Располагаем слова по комнате.

Поросенок лежит на пороге вашего дома.

Книга огромная висит на вешалке.

Шляпа висит на ручке двери и не снимается, как будто приклеилась.

Мяч вкручен вместо лампочки.

Мыслительные карты Тони Бьюзена - это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы. Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.

Преимущество мыслительных карт в том, что:

1. Их легко составить

2. Можно запомнить быстро и качественно много информации

3. При составлении мыслительных карт развивается мышление, память, воображение

4. Экономия времени (Писать нужно мало, написать можно быстро)

5. В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.

6. Концентрация информации на важных моментах.

Мыслительные карты могут использоваться для:

1. изучение нового материала

2. закрепление материала

3. обобщение материала

4. планирования деятельности

5. подготовка проекта, презентации

6. написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы

7. упорядочивания и систематизации информации

8. конспектирование

Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить мыслительную карту.

Правила создания карт:

1. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т.д

2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

3.Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

4. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями.

5. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

6. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

7. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Главными инструментами эйдетики — является ассоциации и акровербальная техника.

Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово) основана на преобразовании материала, который нужно за-помнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр. Например: «В зоопарке крокодил в гости каждый день ходил: в понедельник к мишке, а во вторник к мышке, В среду ко льву, в четверг к бобру, в пятницу к двум кенгуру, К буйволу ходил в субботу в воскресенье – к бегемоту.» Суть акровербального метода заключается в том, чтобы облегчить запоминание учебного материала, он «зашифровывается» в подсознании необходимыми образами и ассоциациями.

В середине 80 - х г.г . ХХ в. российский ученый Игорь Матюгин разработал игровую систему, которая улучшает восприятие и воспроизведение информации, опираясь на присущее каждому человеку умение представлять и фантазировать. Он предложил использовать весь спектр представлений и фантазий: зрительных, двигательных, тактильных, обонятельных и вкусовых

А сейчас проверим игровую методику Игоря Матюгина на себе.

Тебе никогда не приходило в голову, что слово можно УВИДЕТЬ? Вот, к примеру, слово ШМЕЛЬ. Закрой глаза и попытайся представить себе живого шмеля. Сосредоточься, не торопись и постарайся представить его так ясно, как будто видишь на самом деле.

Теперь давай попробуем увидеть слово ЁЛКА.

Теперь тебе нужно представить семь слов: БАБОЧКА, ОЗЕРО, ДЕРЕВО, ЛЕСТНИЦА, ОБЛАКО, НОЖНИЦЫ, ВИШНЯ.

 Готово? Переверни страницу и напиши слова, что ты запомнил.

СКОЛЬКО СЛОВ ТЫ ЗАПОМНИЛ?

Меньше 4 слов • . . . . . . . . . . . . 3 балла

4—6 слов • . . . . . . . . . . . . . . . . 6 баллов

7 слов • . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 баллов

Слова можно не только видеть, их можно слышать, нюхать, пробовать на вкус, трогать. Вспомни ШМЕЛЯ... Его можно и видеть, и слышать. Слышишь, жужжит?

Вот тебе 3 слова. ПОСТАРАЙСЯ  УСЛЫШАТЬ СЛОВА: КОЛОКОЛЬЧИК, МАШИНА, ВАЗА.

Слово можно потрогать. Например, слово ПОДУШКА.  

ПОТРОГАЙ СЛОВА: КОЛЕСО ,СТАКАН, ШАРФ.

Некоторые слова легко понюхать или попробовать на вкус ЛИМОН.

Кисло, правда? А как прекрасно пахнет слово РОЗА!

Понюхай слова: СОЛЁНЫЙ ОГУРЧИК, ЛЕС, ПЕЧЕНЬЕ, ДОЖДЬ.

 А теперь вспомни все слова, которые ты слышал, трогал, нюхал или пробовал на вкус в этой игре. Напомню тебе первое слово: ШМЕЛЬ

13—15 слов —20 баллов , 9—12 слов — 15 баллов ,5—8 слов — 7 баллов , меньше 5 слов — 3 балла.

Таким образом, детский возраст – наиболее плодотворный период проявления эйдетических способностей. Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников.

Увлекательные, интересные, очень полезные упражнения этой уникальной методики позволят развить образную память ребёнка, что влечёт за собой успехи в обучении.

10 января 2023 в 21:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.