Кулькова Алина Шарифулловна Воспитатель «Детского сада №4 «Улыбка»

Консультация для родителей «Если Ваш ребенок – левша.»

В каждой группе детского сада есть леворукие дети. В последние годы их становится все больше. Поэтому есть необходимость говорить об их специфических особенностях.

Леворукость – это не просто предпочтение левой руки, а совершенно иное распределение функций между полушариями головного мозга.

Леворукость веками была и остаётся загадкой, загадкой ещё не разгаданной, притягивающей внимание. Исторически к этой генетической особенности – леворукости (а левшество чаще всего воспринимается как леворукость) сложилось отношение не как к индивидуальному варианту нормы, а как аномалии, нарушению развития. Действительно, большая часть человечества – праворукие. Среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие, те, кто выполняют одной или другой рукой только некоторые действия, и амбидекстры (обоерукие) – люди, одинаково хорошо владеющие  и правой и левой рукой.

   Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой, а левой. Еще совсем недавно таких детей пытались активно переучивать в детском саду и школе, заставляя брать карандаш из левой руки в правую. Но целый ряд наблюдений показал, что дети, которые наперекор врожденным свойствам пытались перейти к пользованию правой рукой вместо левой, нередко не только начинали заикаться, но и теряли уверенность в себе, становились неврастениками. 

   Теперь большинство людей понимает, что никакой патологии здесь нет, так уж распорядилась природа.

Так чем же отличается такой ребенок от других, обычных, по нашему мнению, детей? Лишь только тем, что у него доминирует правое полушарие.

  Мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых - не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другому, так как в одном и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека.

   Например, левое – отвечает за речь и абстрактное мышление, правое – за музыкальное и художественное творчество, образное мышление.

До трех лет, как правило, ребенок может одинаково манипулировать и правой и левой рукой. И только после кризиса 3-х лет начинают вырисовываться различия между «правшами» и «левшами». Как «праворукость», так и «леворукость» объясняется тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям мозга.

Ребенок - «правополушарный» левша отличается от своих сверстников тем, что обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из пластилина. Многие люди выдающихся дарований были именно «левшами» - например, Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Все отмечают большие музыкальные способности «левшей», для них не редок абсолютный слух. Но в то же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.

Такой ребенок непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, часто плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении желаний.

Ему с большим трудом даются чтение и письмо, овладение которыми в раннем возрасте оказывается совершенно непосильным, а в первом классе может быть камнем преткновения.

В обыденной жизни «левше» придется труднее чем «правше». Ведь большинство предметов, которыми мы пользуемся приспособлены «под правую руку», но как правило «левши» быстро адаптируются и не испытывают ни каких затруднений.

Окружающим такого ребенка взрослым важно ни в коей мере не подчеркивать эту его особенность. Более того, стоит показать, что вы считаете леворукость даже преимуществом.

И если Вы, учитывая эти особенности, найдете правильные методы воспитания, многие Ваши проблемы будут решены.


Несколько советов, как нужно вести себя с ребенком левшой:

Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чуткими и доброжелательными с ним.

Создать благоприятный климат для него в семье.

Не воевать с ним из-за частого упрямства, выходки упрямца постараться завуалировать какой-нибудь игрой.

Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу». Объяснять ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.

Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.

Стараться чаще делать ребенку сюрпризы.

Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим детям.

Желательно не обучать ребенка до школы чтению, письму, иностранным языкам, т.е. тому где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки ребенка.

Любить его таким, какой он есть.

Если после пятилетнего возраста вы заметите у ребенка непонятные вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно к специалисту.


Почему не стоит переучивать

Принудительное переучивание ведет к нежелательным последствиям, изменениям в работе системы полушарий головного мозга. Переучивать леворукого ребенка - значит изменять специфические качества его психики, что отрицательно влияет на его психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом. Ребенок становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, снижается аппетит. Позже появляются еще более серьезные нарушения: головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание.

Главное – это вселить в ребенка уверенность в его полноценности, «нормальности», постараться, может быть, найти и преимущества его леворукости. Воспринимать ребенка нужно таким, каков он есть, и тогда леворукость не станет проблемой.

                                              Литература:

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова Н.Г., Щербинина С.В. « Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» Ярославль 1997 


8 января 2023 в 00:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.