Кулькова Алина Шарифулловна Воспитатель «Детского сада №4 «Улыбка»

Консультация на тему: «Эйдетика как способ развития памяти дошкольников».

 Уважаемые родители, вы все знаете , какое значение имеет память для развития ребенка, как важна она при обучении его в школе.

 Есть много методов, приемов и техник для ее развития. Сегодня мне бы хотелось поговорить о такой из них , как эйдетика. Она позволяет подготовить будущих первоклассников к трудным школьным перегрузкам, когда им придется осваивать огромное количество информации, и помогает справляться с учебными программами. Само понятие «эйдетика» происходит от греческого слова «эйдос» - «образ», так как эта методика развивает память, мышление и воображение посредством ярких образов. Благодаря этим образам ребенок может быстрее и качественнее запоминать материал, сохранять его и легко воспроизводить. Вот, например, все мы знаем, как легко запомнить все цвета радуги по нехитрому стихотворению «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Проговаривая эти стихи, мы с вами явно представляем себе «радужного фазана». Образ, доступный воображению плюс положительные эмоции – и в результате в нашей памяти яркая информация сохраняется надолго. Именно так работает память ребенка, и такую психическую особенность использует эйдетика. Главные инструменты эйдетики – ассоциации и акровербальная техника. Чтобы вас не пугали трудные слова, приведем примеры игр, основанных на ассоциациях. Эти игры могут быть вербальные, образные и предметные. Предметная игра - упражнение «Зрительная прорисовка» ( здесь ассоциация идет на демонстрируемый предмет) Оно хорошо подходит для запоминания цифровых и буквенных обозначений. Суть его в том, что к контурам любого символа (цифра или знак) добавляются детали, и вот уже знак превращается в предмет. Нолик – это зеркало. Единица похожа на елку. Двойка – гусь или лебедь. Тройку можно превратить в змею, А четверку – в парусник. Пятерка – веселый морской конек. Шестерка – замок на двери. Семерка – коса или кочерга. Восьмерка – снеговик, А девятка – воздушный шарик. Ну как тут не вспомнить Маршака и его «Веселый счет»! Можно придумать и свои заколдованные фигуры. Главное в том, что, рисуя их, ребенок потом видит их в окружающих предметах. Образная игра «Цветочек» ( для нее используются карточки, ассоциация идет на образ). Первое слово произносит ведущий – взрослый и выкладывает картинку- сердцевину цветка, а дети придумывают ассоциации к этому слову, создавая лепестки. Чем больше лепестков, тем красивее получается цветок. Например, машина – руль- дверцы – фары – шофер – бензин – едет – везет и т.д. Примерами игр на словесные ассоциации могут быть «Антонимы», «Какого слова не хватает?». Если первая из игр в пояснениях не нуждается, то о второй нужно сказать подробнее. Правила у нее такие: взрослый говорит два слова, а ребенок должен добавить к ним третье, чтобы стало понятно, как они связаны. Например, вечер, еда. Как их связать? Вечером едят. Как называется еда вечером? Ужин. Значит, третье слово будет «ужин». Получается цепочка вечер- еда – ужин. 

1.Береза, грач (гнездо).

 2. Огород, пашня (трактор).

 3.Елка, хоровод (праздник).

 4.Масло, торт (крем) и т.д. 

5. Ком, морковка (снеговик).

 Теперь поговорим о акровербальном методе в эйдетике. Он основан на преобразовании материала, который нужно запомнить, в стихи, песни, несложные тексты .Это помогает облегчить запоминание учебного материала, он «зашифровывается «в подсознании необходимыми образами и ассоциациями. К акровербальному методу относится и то стихотворение об охотнике и фазане, которое помогает выучить последовательность цветов радуги. А дни недели легко запомнить с помощью вот такого стихотворения: 

В понедельник я стирала, 

Пол во вторник подметала.

 В среду я пекла калач.

 Весь четверг искала мяч.

 Чашки в пятницу помыла, 

А в субботу торт купила.

 Всех подружек в воскресенье 

Позвала на день рожденья!

 В эйдетике используются десятки самых разных упражнений, которые разовьют память, восприятие и творческую фантазию ваших детей и избавят их и вас от многих проблем в школе. Для этого можно и нужно заниматься с детьми, помня несколько золотых правил: - занимаемся с детьми регулярно; - занятия проходят в игровой форме, чередуются с отдыхом; - поощряем творчество и фантазии детей во время игр, не считаем это «ерундой и глупостями». 

Если вас заинтересовала эта методика, то материалы можно найти в Интернете на таких сайтах , как МААМ.ру, Инфоурок.ру, а также в книгах И. Матюгина «Как развить внимание и память вашего ребенка», Т. Никитиной «Как развивать память у детей», Е. Пчелкиной «Маленький секрет большой памяти». Успехов вам!

15 декабря 2022 в 17:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.